Аудит

Важной составляющей эффективной работы коммерческих организаций малого и среднего бизнеса является аудит как форма проверки их финансовой деятельности. Аудитом называют независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц)

Аудиторская проверка может быть как добровольной — по инициативе самого предприятия, так и обязательной.

Обязательный аудит

Это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, проводимая в соответствии с требованиями Закона РФ  от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об аудиторской деятельности»

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, проводимая по инициативе самого предприятия.

Инициативный аудит тем и отличается от обязательного, что проводится независимо от требований законодательства по инициативе руководства либо учредителей юридического лица.

Инициативный аудит предприятия обычно проводят в следующих случаях:

• если имеется прямое указание на проведение аудита в учредительных документах;

• при смене руководства (аудит инициируется собственниками);

• при смене бухгалтера или ключевых фигур в бухгалтерии (аудит инициируется либо собственниками, либо руководством);

• при существенных изменениях в законодательстве и, как следствие, неуверенности бухгалтерской службы предприятия в правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Инициативный аудит, как правило, сопровождается (в отличие от обязательного) дополнительным аудиторским заданием. Это может быть и детальная проработка правильности расчетов с бюджетом, и упор на тот участок учета, на котором работает слабый специалист. В ряде случаев бывает необходимо рассмотреть обоснованность тех или иных расходов, особенно связанных с расчетами со сторонними организациями для выявления мошенничества.

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

Выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Эта разновидность аудита относится больше к консалтингу, в ходе которого решаются вопросы правильности начисления и уплаты одного или всех налогов. Как правило, потребность в подобной услуге возникает после того, как в ходе аудиторской проверки или в ходе консультации выясняется наличие проблем, связанных с налогообложением и организацией налогового учета на предприятии.

@ 25-4-2024